Лена УАЙТ
Обмен учебными материалами


ЕЛЕНА УАЙТ



PROPHETS AND KINGS

ЕЛЕНА УАЙТ

ПРОРОКИ И ЦАРИ

Предлагаемая книга вторая из серии «Конфликт веков» — описывает борьбу добра и зла на протяжении Ветхозаветной истории Израиля от «золотого века» — царствования Соломона — до возвращения сынов Израиля из Вавилонского плена и служения пророка Малахии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВИНОГРАДНИК БОЖИЙ

Глава 1. Соломон

Глава 2. Храм и его освящение

Глава 3. Гордость, порожденная могуществом и процветанием

Глава 4. Последствия беззакония

Глава 5. Раскаяние Соломона

Глава 6. Разделение царства

Глава 7. Иеровоам

Глава 8. Отступничество народа

Глава 9. Илия Фесвитянин

Глава 10. Голос сурового обличения

Глава 11. Кармил

Глава 12. От Изрееля до Хорива

Глава 13. «Что ты здесь?»

Глава 14. «В духе и силе Илии»

Глава 15. Иосафат

Глава 16. Падение дома Ахава

Глава 17. Призвание Елисея

Глава 18. Очищение воды

Глава 19. Пророк, несущий мир

Глава 20. Нееман

Глава 21. Окончание служения Елисея

Глава 22. «Ниневия — город великий

Глава 23. Ассирийское пленение

Глава 24. «Истреблен за недостаток ведения»

Глава 25. Призвание Исаии

Глава 26. «Вот — Бог ваш!»

Глава 27. Ахаз

Глава 28. Езекия

Глава 29. Вавилонские послы

Глава 30. Свержение ассирийского ига

Глава 31. Надежда для язычников

Глава 32. Манассия и Иосия

Глава 33. Книга закона

Глава 34. Иеремия

Глава 35. Надвигающийся крах

Глава 36. Последний царь Иудеи

Глава 37. Уведенные в вавилонский плен

Глава 38. Свет во тьме

Глава 39. В вавилонском дворе

Глава 40. Сон Навуходоносора

Глава 41. В раскаленной печи

Глава 42. Истинное величие

Глава 43. Невидимый страж

Глава 44. В львином рву

Глава 45. Возвращение из рабства

Глава 46. «Пророки Божьи, подкреплявшие их»

Глава 47. Иисус, сын Иоседеков и ангел

Глава 48. Не воинством и не силою

Глава 49. В дни царицы Есфири

Глава 50. Ездра — священник и книжник

Глава 51. Духовное возрождение

Глава 52. Человек возможностей

Глава 53. Строители стены

Глава 54. Осуждение вымогательства

Глава 55. Заговор язычников

Глава 56. Наученные закону Божию

Глава 57. Преобразование

Глава 58. Пришествие Избавителя

Глава 59. «Дом Израилев»

Глава 60. Видения будущей славы

ВИНОГРАДНИК БОЖИЙ

Бог вывел Авраама из среды язычников и повелел поселиться в Ханаанской земле для того, чтобы излить над всеми народами наилучшие дары Неба. «Я произведу от тебя великий народ, — сказал Он, — и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение» (Быт. 12:2). Авраам удостоился величайшей чести — стать отцом народа, которому на протяжении целых столетий предстояло быть стражем и хранителем истины Божьей на земле, народа, в котором, по пришествии обетованного Мессии, получат благословение все племена земные.

Люди почти утратили познание об истинном Боге. Их разум был затуманен идолопоклонством. Божественные установления. которые «святы и праведны и добры» (Рим. 7:12). люди попы­тались заменить своими учениями, отвечавшими жестоким и эгоистичным стремлениям их душ. Однако Господь в Своем мило­сердии не уничтожил людей. Он желал с помощью Своей церкви дать им возможность познать Его. Он желал, чтобы Его народ жил по принципам, которые служат восстановлению в человеке образа Божьего.



Закон Божий должен быть возвеличен, Его власть упрочена, и эта величайшая и благородная миссия была возложена на дом Израиля. Бог выделил иудеев, чтобы возложить на них это священное поручение. Он сделал их хранителями Своего закона и желал, чтобы они сберегали для людей познание о Боге.

Таким образом, в мире, объятом тьмой, должен был засиять небесный свет, и все народы должны были услышать голос, призывающий их оставить идолопоклонство и начать служить живому Богу.

«...Силою великою и рукою крепкою» Бог вывел Свой народ из Египетской земли (Исх. 32:11). Он «послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова зна­мений Его и чудеса Его в земле Хамовой». «Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше» (Пс. 104:26,27; 105:9). Он освободил их от рабства и направил в пре­красную землю — землю, которую в Своем провидении при­готовил для них как убежище от врагов. Он желал приблизить их к Себе и принять в Свои вечные объятия, и в ответ на эту доброту и милость они должны были возвеличить и прославить Его имя по всей земле. «Ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, рас­простирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:9—12). Таким путем Он приблизил израильский народ к Себе, чтобы тот мог жить под сенью Всевышнего. Чудесным образом сохраненные от опасностей во время скитаний по пустыне, они в конце концов обосновались в обетованной земле как избранный народ.

На символическом языке притчи Исаия с трогательным вооду­шевлением говорит об истории призвания Израиля, о том, как Иегова готовил этот народ быть представителем Его в этом мире, и успех должен был сопутствовать всякому доброму делу из­раильтян.

«Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды» (Ис. 5:1, 2).

Через Свой избранный народ Бог желал излить благословение на все человечество. «Виноградник Господа Саваофа, — говорит пророк, — есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7).

Этому народу были доверены истины Божьи. Он был на­гражден уставами Его закона, вечными принципами истины, справедливости и чистоты. Повиновение этим принципам долж­но было стать для него защитой. Только это могло спасти его от пагубного влияния греховных обычаев мира. Подобно башне в винограднике Бог поместил среди земли Своей святой храм.

Их учителем был Христос. Он был с ними в пустыне. Ему предстояло и дальше оставаться их учителем и наставником. В скинии и во храме Его слава покоилась во Святом святых над престолом благодати. Для их же блага Он постоянно изливал над ними Свою любовь и терпение.

Через Моисея Господь открыл израильтянам Свой замысел, объяснил условия их благополучия. «Ибо ты народ святый у Гос­пода, Бога твоего, — сказал он, — тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле».

«Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и за­поведи Его и законы Его, и слушать гласа Его. И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа, Бога твоего, как Он говорил» (Втор. 7:6, 26:17—19).

Дети Израиля должны были занять всю территорию, опре­деленную для них Богом. Народы, отвергнувшие служение и поклонение истинному Богу, лишались права владения. Господь хотел, чтобы, открыв Его сущность через народ Израиля, люди приблизились к Нему. Благую весть предстояло услышать всему миру. Посредством служения жертвоприношений Христос должен был быть возвышен перед всеми народами, чтобы каж­дый, взирающий на Него, имел жизнь. Все, подобно Рааве Хананеянке, Руфи Моавитянке, оставившим идолопоклонство и начавшим служить истинному Богу, должны были соединиться с Его избранным народом. Умножаясь, Израиль расширял бы свои границы, пока его царство не охватило бы всю землю.

Но древний Израиль не выполнил замысла Божьего. Господь сказал: «Я насадил тебя как благодатную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?». «Израиль — ветвистый виноград, умножает для себя плод». «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя... И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль» (Иер. 2:21; Ос. 10:1; Ис.5:3—7).

Через Моисея Господь указал Своему народу на последствия неверности. Отказываясь хранить Его завет, израильтяне уда­лились от Источника жизни и потеряли Его благословения. Временами они внимали Его предостережениям, и тогда обиль­ные благословения изливались на иудейский народ и через них — на окружающие народы. Но большей частью люди забывали Бога и свое высочайшее призвание быть Его избранниками. Они не служили Ему, как Он требовал от них, и лишили таким образом ближних своих духовного руководства и святого примера. Они намеревались присвоить плоды виноградника, хранителями которого были наставлены. Завистливых израильтян даже язы­чники стали презирать. Вес это привело к тому, что Господь и за­коны Его царства предстали перед языческим миром в ложном свете.

Бог по-отечески обращался со Своим народом. Он взывал к нему. посылая Свои милости, которые тот отвергал. Терпеливо Он указывал на грехи людей, снисходительно ожидая их рас­каяния. К детям Израиля были посланы пророки и вестники. напоминавшие о требованиях Божьих к виноградарям, но вместо того чтобы принять этих людей, наделенных духовной силой и знанием, они обращались с ними как со своими врагами. Они притесняли их и убивали. Бог посылал других вестников, но и тех ожидала та же участь, а ненависть виноградарей все разгоралась.

Лишившись Божественной милости во время изгнания, мно­гие раскаялись, однако, возвратившись в обетованную землю, иудейский народ повторил ошибки прежних поколений и всту­пил в борьбу с окружающими народами. Пророков, которых Бог посылал уничтожить господствующее зло, встречали с тем же презрением и издевательством, как в древнее время, и таким образом из столетия в столетие хранители виноградника все больше умножали свою вину.

Израиль упорно не замечал прекрасную виноградную лозу, посаженную Божественным Виноградарем на холмах Палестины, и в конце концов выбросил ее за стену виноградника. Ее топтали и попирали ногами, надеясь окончательно уничтожить. Тогда Виноградарь пересадил ее, но уже по другую сторону стены, и сделал это так, чтобы не было видно ствола. Ветви лозы свисали со стены и можно было привить черенки, но рука человеческая уже не могла дотянуться до ствола и повредить лозу.

Сегодня для церкви Божьей на земле — для стражей Его виноградника — особую ценность имеют советы и предостере­жения, данные через пророков, которые объясняют извечное намерение Господа относительно человечества. Пророчества показывают любовь Божью к падшему роду и Его план спасения этого рода. История призвания Израиля, успехи и неудачи иудеев, их возвращение к Божественной милости, их отвержение Гос­подина виноградника, осуществление плана Божьего на про­тяжении всех веков в значительном остатке, в котором должны были свершиться все обетования,— вот что провозглашали вестники Божьи и Его церковь в течение столетий. И сегодня весть Господа к Его церкви, к тем, кто верно служит в Его вино­граднике, как нельзя лучше выражена в словах древнего пророка:

«В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» (Ис. 27:23).

Пусть Израиль надеется на Бога. Господин виноградника и теперь собирает среди всех народов и племен драгоценные плоды, которых Он столько времени ожидал. Вскоре Он придет в Свои владения, и в тот радостный день Его вечный замысел о доме Израиля наконец-то полностью осуществится. «В гряду­щие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная» (Ис. 27:6).

Глава 1

Соломон

В годы царствования Давида и Соломона Израиль стал могу­щественным народом и имел все возможности пользоваться сильным влиянием в интересах истины и справедливости. Имя Иеговы возвеличивалось и превозносилось, и цель, с которой израильтяне были поселены в обетованной земле, казалась уже почти достигнутой. Всякие преграды были сняты, и ищущие истины из языческих стран не возвращались домой не обретя ее. Люди обращались к Богу, и Церковь Божья на земле увели­чивалась и процветала.

Соломон был помазан и провозглашен царем в последние годы жизни своего отца Давида, который покровительствовал ему. Жизнь Соломона с самого начала озарил свет обетования, и это было намерением Божьим, чтобы множилось его могущество, росла слава, чтобы он все более уподоблялся Богу, вдохновляя таким образом Его народ не забывать священную задачу — хранить Божественную истину.

Давид знал, что высочайшее намерение Божие относительно Израиля сможет осуществиться, только если начальники и народ неустанно будут стремиться к поставленной перед ними цели. Он знал: чтобы его сын Соломон оправдал доверие, которым его почтил Бог. юный царь должен быть не только воином, госу­дарственным деятелем и монархом, но и решительным, добро­сердечным человеком, учителем праведности и образцом верности.

С мягкой настойчивостью Давид умолял Соломона быть мужественным и благородным, милосердным и чутким к своим подданным и во взаимоотношениях с другими народами прежде всего искать чести и прославления имени Божьего и являть красоту святости. Те многочисленные тяжелые, но примеча­тельные испытания, через которые прошел Давид в своей жизни, научили его ценить человеческое благородство и побудили обратиться к Соломону с такими словами предсмертного на­ставления: «владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли» (2 Цар. 23:3,4).

О, какая возможность предоставлялась Соломону! Если бы он последовал боговдохновенным наставлениям своего отца, его царство было бы царством правды, как это описано в 71 псалме:

«Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, Да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде... Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю. Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна. Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли... Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему. Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника... и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его... Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословятся в нем племена; все народы ублажат его. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса! И благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь».

В юные годы Соломон во всем следовал советам своего отца Давида, на протяжении многих лет он вел непорочный образ жизни, строго повинуясь Божьим заповедям. Еще в начале своего царствования он пошел вместе с государственными советниками в Гаваон, где все еще находилась построенная в пустыне скиния и там вместе с избранными советниками, «тысяченачальниками и стоначальниками, и судьями, и всеми начальствующими во всем Израиле — главам поколений» (2 Пар. 1:2) совершил жертво­приношение Господу и посвятил себя служению Ему. Сознавая, сколь обширны обязанности царя, сколь тяжела его ответствен­ность, Соломон понимал, что правителю необходимо искать Источник Мудрости, если только он желает надлежащим образом выполнять возложенные на него задачи. Это побудило его обратиться к своим советникам, чтобы вместе с ними всем сердцем взыскать Бога в искренней надежде получить от Него ободрение.

Превыше всех земных благ царь хотел обладать мудростью и разумением для исполнения дела, возложенного на него Богом. Он страстно желал иметь острый ум, широкое сердце, душевную мягкость. В ту ночь Господь явился Соломону во сне и сказал:

«...проси, что дать тебе?» Молодой и неопытный царь не скрывал своего бессилия и желания обрести помощь свыше. «Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость, — сказал он, — и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде, и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость, и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне.

И ныне. Господи, Боже мой. Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?

И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.

И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого, и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разум­ное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» (3 Цар. 3:5—14; 2 Пар. 1:7—12).

Бог обещал, что Он не оставит Соломона, равно как не оставлял Давида. Если царь будет ходить в правде перед Господом и делать то, что Он повелит ему, то престол его устоит и царствование возвеличит Израиль как мудрый и разумный народ, как свет среди окружающих народов (см. Втор. 4:6).

Слова Соломона, с которыми он обратился к Богу в молитве перед древним жертвенником в Гаваоне, свидетельствуют о его смирении и непоколебимом желании прославить Бога. Он пони­мал, что без Божественного содействия был просто беспомощным ребенком. Он знал, что ему недостает проницательности, и в своей великой немощи обратился к Богу, прося мудрости. У него не было честолюбивого намерения обрести знание, которое бы возвысило его над другими. Он желал только верно исполнить возложенные на него обязанности и избрал дар, благодаря которому мог бы умножить славу имени Божьего. Соломон никогда не был так богат, мудр и воистину велик, как тогда, когда он молился: «но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа».

Те, кто сегодня занимают ответственные посты, должны на опыте пережить урок, преподанный Соломоном. Чем выше положение, которое занимает человек, чем больше его ответст­венность и влияние на окружающих, тем сильнее он должен чувствовать свою зависимость от Бога. Он должен всегда помнить, что работа требует его осмотрительного поведения с людьми. Перед Богом он должен быть как ученик. Занимаемое положение не освящает характер. Человек только тогда может стать воистину великим, когда он будет воздавать должную честь Богу и повино­ваться Его заповедям.

Бог, которому мы служим, нелицеприятен. Тот, Кто дал Соломону дух мудрой проницательности, желает излить те же благословения на Своих детей и сегодня. «Если же у кого из вас недостает мудрости, — говорит Его Слово, — да просит у Бога, даю­щего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Если человек, несущий бремя ответственности, хочет обладать муд­ростью более, нежели богатством, властью или славой, его жела­ния осуществятся. Такой человек узнает от Великого Учителя не только, что ему делать, но и как сделать, чтобы его работа получила печать Божественного одобрения.

До тех пор, пока человек, одаренный Богом мудростью и спо­собностями, остается верным Ему, он не стремится занять высокое положение, править или повелевать. Жизнь возлагает на людей всевозможные обязанности, но вместо того чтобы думать о вер­ховенстве, тот, кто является истинным руководителем, будет молиться о ниспослании мудрости сердца, умения различать добро и зло.

Жизненный путь людей, занимающих главенствующее по­ложение, нелегок. Но если при каждом затруднении они слышат зов к молитве, они всегда смогут припасть к Великому Источнику всей премудрости. Укрепленные и просвещенные Великим Учи­телем, они будут мужественно сражаться против несправедли­вости и всегда сумеют различить истину и ложь, добро и зло. Они будут принимать то, что угодно Богу, и искренно сопротивляться всякой несправедливости.

Бог даровал Соломону мудрость, которой тот жаждал больше, нежели богатства, славы и долголетия. Его желание обладать острым умом, великодушным сердцем, душевной мягкостью было удовлетворено. «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей... и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Цар. 4:29—31).

«И услышал весь Израиль... и стали бояться царя; ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд» (3 Цар. 3:28). Народ так полюбил Соломона, как любил отца его Давида, и по­виновался ему во всем. «И утвердился Соломон... в царстве своем; и Господь, Бог его, был с ним, и вознес его высоко» (2 Пар. 1:1).

На протяжении долгих лет жизни Соломон был предан Богу, непоколебим, строго принципиален, беспрекословно повинуясь Божьим заповедям. Мудрый правитель, он вникал во все дела своего царства, в первые годы которого были возведены вели­колепные строения. Его богатство и мудрость, его энергия, благо­честие, правосудие, великодушие, проявляемые в каждом слове и деле, завоевали всеобщую любовь и верность его подданных и снискали уважение и восхищение правителей многих стран.

В первоначальный период царствования Соломона имя Иеговы высоко превозносилось. Мудрость и справедливость царя свидетельствовали перед всем народом о величии Бога, которому он служил. Некоторое время Израиль служил светом для мира, свидетельствуя перед ним о величии Иеговы. Не в исклю­чительной мудрости, сказочном богатстве, неограниченной власти и величии была настоящая слава первых лет правления Соло­мона, но в том, что он превознес имя Бога Израилева, мудро используя небесные дары.

Шли годы, и слава Соломона росла, он же всегда стремился возвысить Бога всеми силами — и умственными, и духовными, а также тем, что постоянно уделял другим от полученных им благословений. Он как никто другой сознавал, что только благо­даря милости Божьей обладал властью, мудростью и разумением и что эти дары ниспосланы для того, чтобы он мог дать миру истинное познание о Царе царей.

Соломон проявлял особенный интерес к естественной истории, но не ограничивался какой-либо отдельной областью пи знания. Тщательно изучая все сотворенное — и одушевленное, и неживое, он приобрел ясное представление о Творце. В силах природы, в многообразии мира, в каждом дереве, кустике и цветке он видел откровение мудрости Божьей, а поскольку он стремился рас­ширять свои знания, то его познание Бога и любовь к Нему постоянно возрастали.

Боговдохновенная мудрость Соломона нашла достойное отра­жение в его хвалебных гимнах и многочисленных притчах. «И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вь1растающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пре­смыкающихся, и о рыбах» (3 Цар. 4:32, 33).

В притчах Соломона показаны принципы святой жизни и возвышенных стремлений; это принципы небесного проис­хождения, и они ведут к благочестию, они способны управлять каждым обстоятельством жизни. Жизнь, полностью основанная на этих принципах, и признание того, что Богу принадлежит вся хвала и честь, привели к тому, что ранний период правления Соломона отличался высочайшей нравственностью и материаль­ным благополучием.

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные. Она — древо жизни для тех, которые приоб­ретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!» (Притч.3:13—18).

«Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притч. 4:7). «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). «Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8:13).

О, если бы в последующие годы Соломон обратил внимание на эти прекрасные мудрые слова! О, если бы он, говоривший, что «уста мудрых распространяют знание» (Притч. 15:7), и учивший земных царей воздавать Царю царей ту славу, которой они стремились почтить друг друга, никогда бы с «коварными уста­ми» в «гордости и высокомерии» не присвоил себе славу, при­надлежащую только одному Богу!

Глава 2

Храм и его освящение

Так долго лелеявшаяся Давидом мечта построить храм Гос­поду была блестяще осуществлена Соломоном. На протяжении семи лет в Иерусалиме не прекращалась работа строителей, которые воздвигали массивные стены, фундамент из больших камней, «камней дорогих и обделанных», обтесывали стволы деревьев, привезенных из ливанских лесов, возводя величествен­ное святилище (3 Цар. 5:17).

Одновременно с заготовкой дерева и камня, над чем трудились тысячи людей, успешно шла работа по изготовлению храмовых принадлежностей под наблюдением Хирама Тирянина, человека «умного, имеющего знания... умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы» (2 Пар. 2:13,14).

Итак, на горе Мориа бесшумно укладывались обтесанные камни, «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар. 6:7). Были сделаны также все необходимые «вещи для дома Божия» (2 Пар. 4:19), совершенная пропорциональность которых строго отвечала образцам, оставленным Давидом своему сыну. Туда входили: золотой жертвенник, столы для хлебов предложения, светильник и лампады, сосуды и другие принадлежности для богослужения в Святом, и все это было сделано «из золота, из самого чистого золота» (2 Пар. 4:21). Медные изделия: жертвенник всесожжения, море с двенадцатью волами, небольшие тазы и другие многочисленные сосуды были отлиты царем «в ок­рестности Иордана... в глинистой земле, между Сокхофом и Цередою» (2 Пар. 4:17). Эта утварь была изготовлена в достаточ­ном количестве, чтобы не знали в ней недостатка.

Храм, построенный Соломоном и его помощниками для Бога и служения Ему, был исключительной красоты и непревзой­денного великолепия. Украшенный драгоценными камнями, окруженный просторными дворами и великолепными подъезд­ными путями, обшитый резными пластинами кедра и полиро­ванного золота, храм с его расшитыми занавесами и богатым убранством символизировал на земле живую церковь Божью, которая создавалась на протяжении всех веков согласно Божест­венному образцу из материалов, подобных «золоту, серебру и драгоценным камням» и как «изваянные столпы в чертогах» (1Кор. 3:12; Пс. 143:12). В этом духовном храме Христос был «краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2:2021).

Наконец строительство храма, которое было задумано Давидом и осуществлено Соломоном, закончилось. «... И все, что пред­положил Соломон в сердце своем сделать в доме Господнем и в доме своем, совершил он успешно» (2 Пар. 7:11). Теперь для того, чтобы храм, красующийся на вершине горы Мориа, мог воистину быть тем местом, каким его страстно желал видеть Давид, т. е. местом обитания «не... человека... а... Господа Бога» (1 Пар. 29:1), оставалось совершить торжественную церемонию посвящения его Иегове.

Место, на котором был выстроен храм, уже долгое время почиталось святым. Это здесь Авраам, отец всех праведных, повинуясь повелению Иеговы, готов был принести в жертву своего единственного сына.. Здесь Бог возобновил с Авраамом завет благословения, содержащий славное мессианское обето­вание об искуплении человечества через жертву Сына Всевыш­него (см. Быт. 22:9,16—18). Это было то место, на котором Давид принес приношения и жертвы мирные, чтобы отклонить мсти­тельный меч ангела-губителя. Тогда Бог ответил ему, послав огонь с неба (см. 1 Пар. 21). И теперь еще раз собрались при­верженцы Иеговы, дабы встретиться с Богом и возобновить свой завет верности с Ним.

Время, избранное для освящения храма, было самым удобным;

шел седьмой месяц, когда по обычаю народ со всех концов земли собирался в Иерусалиме на праздник Кущей. Это время было особенно торжественным и радостным. Сбор урожая завершился, а к полевым работам нового сезона еще не приступали. Поэтому люди, свободные от забот, могли всем сердцем радоваться на­ступлению святых торжественных дней.

В назначенный день израильтяне вместе с роскошно разоде­тыми гостями из многих стран собрались во дворах храма. Зре­лище было поистине необыкновенным. Соломон и старейшины Израиля вместе с самыми влиятельными мужами пришли на место освящения храма с противоположной стороны города, откуда они сопровождали ковчег завета. Из святилища, нахо­дящегося на вершинах Гаваона, была взята древняя «скиния собрания, и все вещи священные, которые в скинии» (2 Пар. 5:5);

и эти заботливо сберегаемые предметы, свидетельствующие о том, что довелось пережить израильскому народу во время странст­вования в пустыне, об его победах в Ханаане, нашли, наконец, постоянное место в великолепном храме, который был построен вместо переносного святилища.

Когда в храм несли священный ковчег, содержащий две каменные скрижали, на которых Бог Своим перстом начертал заповеди, Соломон последовал примеру своего отца Давида. Каждые шесть шагов он приносил жертвы. С пением, музыкой и великим торжеством «принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма — во Святое-святых, под крылья херувимов» (2 Пар. 5:7). Выйдя из внутреннего двора святилища, они выстроились соответственно своему положению. Певцы-левиты, одетые в виссон, с кимвалами, псалтирями и ци­трами стояли на восточной стороне жертвенника и с ними сто двадцать священников, трубивших в трубы (см. 12 стих).

«И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2 Пар. 5:13,14).

Сознавая торжественную цель, ради которой собралось такое множество народа, Соломон произнес: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; а я построил дом в жилище Тебе, место для вечного Твоего пребывания» (2 Пар. 6:12).

«Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясется земля! Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!... Превозносите Господа, Бога нашего, И поклоняйтесь подножию Его: свято оно!»

(Пс. 98:1—5).

«... Среди двора» храма располагался «медный амвон», или возвышение, «длиною в пять локтей, и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя». Соломон стоял на этом возвышении с поднятыми руками и благословлял народ, и «все собрание Израильтян стояло» (2 Пар. 6:13).

«...Благословен Господь, Бог Израилев, — воскликнул Соло­мон, — Который, что сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил ныне рукою Своею! Он говорил: "...Но избрал Иеру­салим, чтобы там пребывало имя Мое"» (2 Пар. 6:4.6).

Затем Соломон опустился на колени и пред всем народом произнес молитву при освящении храма. Поднимая руки к небу, тогда как все собравшиеся склонили головы, царь молился: «Господи, Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле. Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим. ходящим пред Тобою всем сердцем своим».

«Поистине. Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, — тем менее храм сей, который построил я. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его. Господи, Боже мой! услышь воззвание и молитву, которою раб Твой молится пред Тобою. Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещал положить имя Твое, чтобы слышать молитву, которою раб Твой будет молиться на месте сем. Услышь моления раба Твоего и народа Твоего Израиля, какими они будут молиться на месте сем; услышь с места оби­тания Твоего, с небес, услышь и помилуй!...

Когда поражен будет народ Твой Израиль неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и молиться пред Тобою в храме сем: тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал им и отцам их.

Когда заключится небо, и не будет дождя за то, что они согрешили пред Тобою, и будут молиться на месте сем, и ис­поведают имя Твое, и обратятся от греха своего, потому что Ты смирил их: тогда Ты услышь с неба, и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти им, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.

Голод ли будет на земле, будет ли язва моровая, будет ли ветер палящий или ржа, саранча или червь, будут ли теснить его неприятели его на земле владений его, будет ли какое бедствие, какая болезнь: всякую молитву, всякое прошение, какое будет от какого-либо человека или от всего народа Твоего Израиля, когда они почувствуют каждый бедствие свое и горе свое, и прострут руки свои к храму сему. Ты услышь с неба — места обитания Твоего, и прости, и воздай каждому по всем путям его, как Ты знаешь сердце его... Чтобы они боялись Тебя и ходили путями Твоими во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим.

Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого, и руки Твоей могущественной, и мышцы Твоей простертой, и придет и будет молиться у храма сего: Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли узнали имя Твое, и чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и знали, что Твоим име­нем называется дом сей, который построил я.

Когда выйдет народ Твой на войну против неприятелей своих путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Тебе, обра­тившись к городу сему, который избрал Ты, и к храму, который я построил имени Твоему: тогда услышь с неба молитву их и прошение их, и сделай, что потребно для них.

Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не согрешил бы, — и Ты прогневаешься на них, и предашь их врагу, и отведут их пленившие их в землю далекую или близкую, И когда они в земле, в которую будут пленены, войдут в себя и обратятся, и будут молиться Тебе в земле пленения своего, говоря: "мы согрешили сделали беззаконие, мы виновны"; и обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле пленения своего, куда отведут их в плен, и будут молиться, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, и к городу, который избрал Ты, и к храму, который я построил имени Твоему: тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву их и прошение их, и сделай, что потребно для них, и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою.

Боже мой! да будут очи Твои отверсты и уши Твои вни­мательны к молитве на месте сем. И ныне. Господи Боже, стань на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобные Твои да насладятся благами. Господи Боже! не отврати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему» (2 Пар. 6:14,18—42).

Когда Соломон окончил молиться, «сошел огонь с неба, и по­глотил всесожжение и жертвы». Священники не могли войти в храм, «потому что слава Господня наполнила дом Господень». «И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».

Затем царь и народ принесли жертвы Господу. «Так освятили дом Божий царь и весь народ» (2 Пар. 7:1—5). В течение семи дней огромные массы народа со всех концов царства «от входа в Емаф до реки Египетской», «собрание весьма большое» при­нимали участие в торжествах. Следующую неделю весь народ провел в счастливом общении, отмечая праздник кущей. После освящения храма народ разошелся по домам, «радующийся и ве­селящийся в сердце о благе, какое сделал Господь Давиду и Соломону и Израилю, народу Своему» (2 Пар. 7:8,10).

Царь всеми силами старался побудить народ полностью отдать себя Богу и посвятить себя на служение Ему и возвеличить Его святое имя. И теперь еще раз, как и в начале его царствования, в Гаваоне, израильскому царю было дано доказательство того, что Господь услышал его молитву и благословил его. В ночном видении Бог явился Соломону со словами:

«Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой; И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их. Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2 Пар. 7:12—16).

Если бы Израиль оставался верным Богу, то это грандиозное сооружение оказалось нетронутым во все века как вечное знамение особенной милости Божией к Его избранному народу. «И сыновей иноплеменников, — сказал Господь, — присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо дер­жащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:6,7).

Уверив израильтян, что они избраны Им, Господь очень ясно указал и на долг царя. «И если ты, — сказал Он, — будешь ходить пред лицем Моим, как ходил Давид, отец твой, и будешь делать все, что Я повелел тебе, и будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то утвержу престол царства твоего, как Я обещал Давиду, отцу твоему, говоря: "не прекратится у тебя муж. владеющий Израилем"» (2 Пар. 7:17,18).

Если бы Соломон продолжал смиренно служить Богу, его царствование оказало бы могучее благотворное влияние на все окружающие народы, сохранившие память о неотразимом Давиде. отце Соломона, помнившие мудрость и величественные дела его сына в начале его царствования. Предвидя ужасные искушения, которые всегда идут рука об руку с благополучием и земной славой, Бог предостерегал Соломона от греха отступничества, предупреждая о страшных последствиях этого греха. Даже о пре­красном, посвященном Ему храме Он сказал, что сделает «его притчею и посмешищем у всех народов», если израильтяне оставят «Господа, Бога отцов своих» и будут служить другим богам (2 Пар. 7:20,22).

Укрепленный и ободренный небесной вестью о том, что молитва его за Израиль услышана, Соломон вступил в ту славную пору своего царствования, когда «все цари земли искали видеть» его, «чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (2 Пар. 9:23). Многие желали перенять систему его правления страной и получить советы, как разрешать сложные проблемы.

Когда эти люди приходили к Соломону, он учил их, что Гос­подь есть Создатель всего творения, и они возвращались домой с ясным представлением о Боге Израилеве и Его любви к чело­веческому роду. В природе они видели теперь выражение этой любви и откровение Его сущности, и многие таким образом стали служить Ему как своему Богу.

Смирение Соломона, выразившееся в словах, произнесенных вначале, когда он признал Его правление: «но я отрок малый» (3 Цар. 3:7), его особенная любовь к Богу, глубочайшее благого­вение, сомнение в своих силах, возвеличение Безграничного Творца,— все эти черты, достойные подражания, были присущи ему, когда, молясь при освящении храма, он как проситель смиренно упал на колени. Сегодня последователям Христа следует особенно заботиться о том, чтобы не утратить дух благо­говения и страх Божий. Священное Писание учит людей при­ближаться к своему Творцу со смирением, благоговейным стра­хом, с верой в Божественного Заступника.

Псалмопевец говорит:

«Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами». «Приидите, поклонимся, и припадем,

преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего»

(Пс. 94:3,6).

Когда мы дома или в церкви с мольбой обращаемся к Богу, лучше всего стать на колени. Иисус, подавая нам пример, «пре­клонив колена, молился» (Лк. 22:41). О Его учениках говорится, что они также, преклоняя колени, молились (см. Деян. 9:40). Павел говорит: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 3:14). Исповедуя перед Богом грехи Израиля, Ездра стоял на коленах. Даниил «преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его» (Дан. 6:10).

Истинное благоговение перед Богом вдохновляется осозна­нием Его безграничного величия и присутствия. Ощущая Неви­димого, всякое сердце должно трепетать. Время и место молитвы святы, ибо Бог присутствует там. Чувство благоговения будет глубже, если молящийся выразит его своим поведением. «Свято и страшно имя Его!» — восклицает псалмопевец (Пс. 110:9). Когда ангелы произносят имя Божье, они при этом покрывают лица свои. С каким же тогда почтением должны произносить это имя мы — падшие грешные существа?!

Все люди, независимо от возраста, пусть поразмыслят над словами Священного Писания, говорящими о том, как нужно почитать место присутствия Божия. «...Сними обувь твою с ног твоих, — повелел Господь, — ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Иаков, увидев ангелов, воскликнул: «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!», «это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:16,17).

При освящении храма Соломон пытался избавить присутст­вующих от языческих предрассудков. Присутствие Небесного Бога, в отличие от языческих божеств, не ограничено стенами храма, воздвигнутого человеческими руками, однако Он будет общаться со Своим народом посредством Своего Духа, когда лю­ди соберутся на служение в доме, посвященном Ему.

Спустя целые столетия Павел выразил подобную истину в следующих словах: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам дая всему жизнь и дыхание и все... Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:24—28).

«Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле».

«Господь на небесах поставил престол Свои, и царство Его всем обладает».

«Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог нем! Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов».

(Пс. 32:12—14; 102:19; 76:14.15).

Хотя Бог и не обитает в рукотворных храмах, однако Он присутствует на собраниях Своего народа. Он обещал, что если верующие соберутся вместе, чтобы искать Его и исповедать грехи свои и молиться друг за друга. Он посетит их Духом Своим, но при условии, что молящиеся Ему избавятся от всякого зла. Если они не поклонятся Ему в духе, истине и святости, тогда их совместное общение не принесет никакой пользы. О таких Гос­подь говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15:8,9). Те, кто поклоняется Богу, .долж­ны поклоняться Ему «в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

«А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:20).

Глава 3

Гордость, порожденная могуществом и процветанием

Пока Соломон во всем руководствовался законом Неба, Господь был с ним и дал ему мудрость, чтобы он справедливо и мило­сердно управлял Израилем. Вначале, несмотря на богатство и мирскую славу, царь оставался скромным, и влияние его было велико. «Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта». «...И был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спо­койно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею... во все дни» Соломона (3 Цар.4:21,24,25).

Но после первоначального периода благоденствия жизнь Соломона омрачилась отступничеством от Бога. История по­вествует о печальном факте: он, которого называли Иедидиа, что значит «возлюбленный Богом», он, который был отмечен знаками Божественного покровительства так, что своей мудростью и спра­ведливостью снискал всемирную славу, он, который учил других воздавать честь Богу Израилеву, оставил служение Иегове, чтобы поклоняться языческим идолам.

За много столетий до восшествия Соломона на престол Господь, предвидя опасности, угрожающие тем, кто избран управлять Израилем, дал Моисею указания для них. Он повелел, чтобы восходящий на престол израильский царь сделал «для себя список» законов Иеговы с «книги, находящейся у священников левитов». «И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля» (Втор. 17:18—20).

В связи с этим Господь особенно предостерегал будущего царя:

«И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно» (Втор. 17:17).

Соломон знал все эти предостережения и некоторое время при­держивался их. Его величайшим желанием было жить и управ­лять согласно заповедям, данным на Синае. Система управления Соломона разительно отличалась от обычаев народов того вре­мени, которые не боялись Бога и правители которых попирали Его святой закон.

Стремясь укрепить свои отношения с могущественным царст­вом, лежащим на юге от Израиля, Соломон осмелился вступить на запретную территорию. Сатане хорошо было известно, какие благословения несет повиновение, и на протяжении всех ранних лет царствования Соломона — славных лет благодаря мудрости, добродетели и праведности царя, — он искал способ незаметно подорвать верность Соломона принципам истины и заставить его отдалиться от Бога. То, что врагу удался этот план, мы знаем из Священного Писания: «Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона, и ввел ее в город Давидов» (3 Цар. 3:1).

С человеческой точки зрения, этот брак, хотя и противоре­чащий закону Божьему, казалось, был благословенным: жена Соломона, будучи язычницей, обратилась и вместе с ним покло­нялась истинному Богу. Кроме того, фараон оказал особенную услугу израильтянам, взяв город Гезер, уничтожив «Хананеев, живших в городе» и отдав его в приданое своей дочери, жене Соломона (3 Цар. 9:16). Соломон заново отстроил этот город, и, таким образом, внешне его царство основательно укрепилось на Средиземном побережье. Но, заключив союз с языческим народом и скрепив его браком с дочерью фараона, Соломон грубо пренебрег мудрыми указаниями, данными Богом для сохра­нения чистоты Его народа. Надежда на обращение жены-египтянки была лишь ничтожным оправданием совершенного греха.

Некоторое время Бог в Своем милосердии не придавал зна­чения этой ужасной ошибке, и царь при разумном поведении мог бы во многом сгладить дурное влияние своего опрометчивого поступка. Но Соломон начал терять из виду Источник своей силы и славы. Когда внутреннее влечение приобрело власть над разумом, возросла самоуверенность, и он уже пытался по-своему осуществлять намерения Божьи. Он думал, что политические и торговые союзы с соседними народами приведут их к познанию истинного Бога, и заключил договора со многими государствами. Часто такие союзы скреплялись брачными узами с языческими принцессами. Таким образом, заповеди Божьи оказались забыты ради языческих обычаев.

Соломон обольщал себя мыслью, что его мудрость и сила личного примера обратят его жен от язычества к истинному Богу и что заключенные союзы послужат сближению окружающих народов с Израилем. Тщетная надежда! Соломон считал себя достаточно сильным, чтобы сопротивляться влиянию язычества, но как жестоко он ошибался! И еще одно роковое заблуждение. Соломон надеялся, что, хотя он и нарушает закон Божий, другие будут почитать священные предписания и повиноваться им.

Царские союзы и торговые соглашения с языческими наро­дами приносили Соломону славу, известность и земные богатства. В большом количестве получал он золото из Офира и серебро из Тира. «И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах» (2 Пар. 1:15). Множество людей во времена Соломона обрели богатство со всеми при­сущими ему соблазнами, но прекрасные, благородные качества характера оказались потускневшими и испорченными.

Отступничество Соломона происходило столь постепенно, что когда он опомнился, то был уже очень далеко от Бога. Он начал все меньше и меньше доверяться Божественному руководству и благословению, а все больше полагался на собственные силы. Незаметно он отклонился от непоколебимого повиновения Богу, только благодаря Которому Израиль мог быть особенным наро­дом, а сам все ближе и ближе принимал обычаи окружающих племен. Уступая искушениям, порожденным успехом и почет­ным положением, он забыл об Источнике своего процветания. Честолюбивое стремление Соломона превзойти всех остальных в могуществе и великолепии привело его к превратному использованию небесных даров ради эгоистических целей. Деньги, которые предназначались для бедных и для утверждения святых принципов Божьих по всей земле, были истрачены на осущест­вление честолюбивых планов.

Увлеченный непреодолимым желанием затмить всех рос­кошью, царь забыл о необходимости стремиться к совершенству и благородству. В стремлении прославить себя перед миром он поступился своей честью и благородством. Огромные прибыли, получаемые от торговли со многими странами, увеличивались за счет высоких налогов. Так гордость, честолюбие, расточительность и потворство своим желаниям привели к насилию и жестокости. Мягкосердечное, внимательное отношение к людям, свойственное Соломону в ранний период его царствования, резко изменилось. Из самого мудрого милосердного монарха он превратился в ти­рана. Некогда сострадательный, богобоязненный покровитель народа стал деспотом и угнетателем. Народ стонал под тяжестью непомерных податей, которые должны были обеспечивать рос­кошь двора.

Начался ропот. Уважение и восхищение, которые люди не­когда испытывали к своему царю, сменились чувством недо­вольства и отвращения.

Для того, чтобы израильский народ не полагался на свою мощь, Бог предостерегал царей от большой конницы, но несмотря на это «коней Соломону приводили из Египта...». «Коней при­водили Соломону из Египта и из всех земель». «И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме» (2 Пар. 1:16; 9:28; 3 Цар. 10:26).

Все больше и больше царь воспринимал роскошь, удовлетво­рение своих желаний и благосклонность мира как показатель величия. К нему привозили прекрасных соблазнительных жен­щин из Египта, Финикии, Едома, Моава и многих других стран. Женщин были сотни. Будучи язычницами, они приносили с собой жестокие и отвратительные обряды. Ослепленный их красотой, царь пренебрег своими обязанностями перед Богом и народом.

Жены оказывали на Соломона сильное влияние и постепенно заставили его поклоняться своим идолам. Соломон пренебрег наставлениями Божьими, служившими барьером на пути к отступничеству, и начал служить другим богам. «Во время старости Соломона, жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (3 Цар. 11:4, 5).

На южной возвышенности Елеонской горы — напротив горы Мориа, где стоял прекрасный храм Иеговы, Соломон построил целый ряд величественных сооружений — языческих капищ. Угождая своим женам, он поставил среди миртовых и оливковых рощ идолов — бесформенные изображения из дерева и камня. Там, перед алтарями языческих божеств, «Хамоса, мерзости Моавитской» и «Молоха, мерзости Аммонитской» — проводились самые безнравственные языческие обряды.

Поведение Соломона повлекло за собой неизбежное наказание. Его связь с язычниками удалила его от Бога и привела к ги­бельным последствиям. Изменив Богу, он утратил власть над собой. Исчезли нравственные достоинства, прежняя душевная чувствительность, притупилась совесть. Он, который в первые годы своего царствования проявил столько находчивости и со­чувствия, возвратив беспомощного ребенка в объятия несчастной матери (см. 3 Цар. 3:16—28), пал так низко, что разрешил уста­новить идола, которому приносились в жертву живые дети. Он, который в юности был благоразумен и мудр, а в зрелом возрасте под влиянием Святого Духа писал: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч.14:12), потом настолько утратил чистоту, что поощрял безнравствен­ность, возмутительные обряды, связанные со служением Хамосу и Астарте. Он, который при освящении храма сказал народу: «Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему» (3 Цар. 8:61), сам стал отступником, своей жизнью и делами опровергая собственные слова. Он принял своеволие за свободу. Он пытался — но какой ценой! — соединить свет с тьмой, добро со злом, чистоту с пороком, Христа с Велиаром.

Будучи одним из самых могущественных монархов, когда-либо владевших державным скипетром, Соломон превратился в распутника, игрушку и раба других. Некогда благородный и мужественный, он стал слабовольным и бессильным. Вера в живого Бога сменилась сомнениями в Его существовании. Неверие омрачало радости Соломона, ослабляло принципы, подтачивало жизненные силы. Справедливость и великодушие, свойственные ему в начале царствования, сменились деспотизмом и насилием. Бедное, бренное человеческое естество! Бог не может сделать многого для тех, кто теряет чувство зависимости от Него.

В те годы отступничества Израиль неуклонно терял свою духовность. Как же могло быть иначе, если их царь вступил в союз со слугами сатаны? С их помощью враг стремился ввести израильтян в заблуждение относительно истинного и ложного богопочитания, и они стали его легкой добычей. Торговые связи с другими народами сблизили их с теми, кто не любил Бога, и из-за этого любовь израильтян к Нему потеряла первоначальную силу. Прежде острое чувство осознания возвышенности и пра­ведности Господа притупилось. Отказываясь идти путем по­слушания, они стали на сторону врага истины. Вступая в брак с язычниками, израильтяне вскоре перестали испытывать отвра­щение к идолослужению. Многоженство поощрялось. Матери-идолопоклонницы приучали своих детей участвовать в языческих обрядах. В жизни многих чистота религиозного служения, уста­новленного Богом, была заменена самым невежественным язы­чеством.

Христиане должны держать себя на расстоянии от мира, его духа и влияния. Бог в состоянии охранять нас в мире, но мы не должны принадлежать этому миру. Любовь Его тверда и неизменна. Он всегда наблюдает за Своими детьми с неусыпной заботой. Но Он требует нераздельной верности. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).

Соломон был одарен необыкновенной мудростью, но мир отвратил его от Бога. Люди нашего времени не сильнее Соломона. Они склонны поддаваться тому же влиянию, которое и его привело к падению. Как Бог предупреждал Соломона об угро­жающей ему опасности, так Он и сегодня предостерегает Своих детей не искушать душу родством с миром. «И потому выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17,18).

В благополучии таится опасность. На протяжении веков богатство и слава угрожали скромности и духовности. Нетрудно поднести к устам пустую чашу, но чтобы сделать это с чашей, наполненной до краев, нужна твердая рука. Горе и несчастье вызывают скорбь, но самым опасным для духовной жизни яв­ляется благополучие. Если человек не покорится воле Божьей, если он не будет освящен истиной, богатство, несомненно, породит в нем самонадеянность.

Сравнительно безопасно скромное положение, когда люди сознают свою зависимость от Бога и позволяют Ему учить себя и управлять каждым их шагом. Но те, кто занимает высокие посты и, как предполагает их положение, обладают ярким умом, нахо­дятся в великой опасности. Если эти мужи не сделают Бога своей опорой, они, несомненно, падут.

Когда гордость и честолюбие поощряются, жизнь омрачается, ибо гордость ни в чем не нуждается и закрывает, таким образом, сердце перед неиссякаемыми благословениями Неба. Кто зани­мается самопрославлением, лишает себя благодати Божьей, которая только и дарит наибольшие сокровища и подлинную радость. Но тот, кто все отдает и делает для Христа, познает радость исполненного обетования. «Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Притч. 10:22). Нежным прикосновением благодати Спаситель вытеснит из сердца беспокойство и порочное честолюбие, превратив вражду в любовь и сомнение — в доверие. Когда Он обращается к душе, говоря «следуй за Мной», чары земной привязанности исчезают. При звуке Его голоса дух алчности и честолюбия оставляет сердце, и освобожденные люди поднимаются, чтобы следовать за Ним.

Глава 4

Последствия беззакония

Одной из основных причин, приведших Соломона к рас­точительности и насилию, было то, что он не развивал в себе дух самопожертвования.

Когда у подножия горы Синай Моисей передал народу Бо­жественное повеление: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8), израильтяне откликнулись, принося соответствующие дары. «И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения» (Исх. 35:21). Для сооружения святилища требо­валась большая подготовительная работа, огромное количество самых дорогих материалов, но Господь принял только добро­вольные пожертвования. «...От всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне», — так гласило пове­ление, переданное Моисеем всей пастве (Исх. 25:2). При постройке жилища для Всевышнего в первую очередь были необходимы преданность Богу и дух жертвы.

Подобный призыв к самопожертвованию был сделан и тогда, когда Давид возложил на Соломона ответственность за по­строение храма. Обращаясь к собравшимся, Давид спросил: «Не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа?» (1 Пар. 29:5). Этот призыв к самоотверженному и добровольному служению должен был всегда звучать в ушах тех, кто принял участие в возведении храма.

Для сооружения в пустыне скинии избранные мужи были наделены Богом особым мастерством и мудростью. «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите. Господь назначил именно Веселиила... из колена Иудина, и исполнил его духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством... И способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава... из колена Данова. Он исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача и вышивателя... делающих всякую работу и составляющих искусные ткани. И стал работать Веселиил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение» (Исх. 35:30—35, 36:1). Не­бесная мудрость сопутствовала людям, избранным Самим Богом.

Потомки этих мастеров во многом унаследовали таланты, которыми были одарены их праотцы. Некоторое время эти мужи из колен Иуды и Дана оставались скромными и бескорыстными, но постепенно, почти незаметно, они перестали опираться на Бога, у них исчезло желание служить Ему бескорыстно. Пользуясь своим превосходством в изящных искусствах, они требовали все более высокую плату за свой труд. Иногда их требования удов­летворялись, но все чаще они находили выгодную работу у со­седних народов. Благородный дух самопожертвования, который пребывал в сердцах их знаменитых предков, сменился жадностью, стремлением заработать больше денег. Чтобы удовлетворить собственные эгоистические желания, они своим талантом, дан­ным им Богом, служили языческим царям и тем самым бес­честили Творца.

Среди этих людей Соломон и искал искусного мастера, кото­рый бы управлял сооружением храма на торе Мориа. Царь отвечал за мельчайшие подробности в письменах, за каждую часть священного сооружения, и он мог бы с верой обратиться к Богу, чтобы Господь Сам указал на преданного делу человека, которому можно было бы вполне доверить работу, требующую абсолютной точности. Но Соломон упустил возможность проявить свою веру в Бога. Он послал к тирскому царю с просьбой прислать человека, «умеющего делать изделия из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из пряжи пурпурового, багряного и яхонтового цвета, и знающего вырезывать резную работу, вместе с художниками... в Иудее и в Иерусалиме» (2 Пар. 2:7).

В ответ финикийский царь послал Хирама, «сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин» (2 Пар. 2:14). Со стороны матери Хирам был потомком Аголиава, которого сотни лет назад Бог наделил особенной мудростью для постройки скинии.

Таким образом, мастеров Соломона возглавил человек, ко­торым руководило не бескорыстное чувство служения Богу. Он служил богу этого мира — маммоне. Все устремления его сердца тесно переплелись с себялюбием.

Злоупотребляя своим редкостным мастерством, Хирам на­стаивал на


Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная